В МГИМО завершилась всероссийская программа повышения квалификации по работе с иностранными обучающимися

25 ноября в Университете завершилась программа повышения квалификации «Стратегии интеграции иностранных студентов: от адаптации к участию в молодежной политике университетов», организованная Проектным офисом Минобрнауки России на базе МГИМО.

Программа ориентирована на руководящее звено сотрудников международных служб, подразделений по воспитательной работе и специалистов, ответственных за работу с иностранными обучающимися в российских университетах. На основании заявок от российских университетов на курс были зачислены 255 слушателей из более чем 200 вузов по всей России. В течение недели участники программы совершенствовали практические подходы к адаптации и интеграции иностранных обучающихся.

В рамках открытия программы с приветственными словами перед слушателями выступили заместитель министра науки и высшего образования России О.В.Петрова и проректор МГИМО по молодежной политике, социальной работе и международным связям С.И.Суровцев. Заместитель директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Е.В.Галактионова рассказала о подходах к работе с иностранными студентами в русле внешнеполитических приоритетов России. Начальник отдела международного молодежного сотрудничества и туризма Минобрнауки России К.Д.Малышев рассказал слушателям о планах развития работы с иностранными обучающимися.

Работа первого модуля была посвящена эффективным механизмам адаптации иностранных обучающихся в университете. Советник при ректорате — заместитель проректора, заместитель директора Проектного офиса Минобрнауки на базе МГИМО В.В.Сутырин осветил ключевые аспекты проекта методических рекомендаций по вовлечению иностранных обучающихся в экосистему государственной молодежной политики в российских университетах.

Во втором модуле, состоявшемся 18 ноября, рассматривались вопросы организации среды студенческого общежития. Выступление директора Проектного офиса Минобрнауки России по развитию международного молодежного сотрудничества со странами Северо-Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии ДВФУ О.Н.Гич было посвящено практическим кейсам адаптации студентов из стран Азии. Проректор РУДН им. Патриса Лумумбы М.И.Кацарский и начальник Управления по размещению и сопровождению в общежитиях Д.И.Олейников осветили подходы к размещению иностранных обучающихся и коммуникации в международной студенческой среде. Об особенностях работы с латиноамериканскими студентами рассказал заместитель заведующего кафедрой мировых политических процессов Д.А.Кузнецов.

Третий модуль 19 ноября был посвящен построению экосистемы студенческих объединений как инструмента интеграции иностранных обучающихся в университетскую экосистему. Начальник Управления по международной деятельности МГТУ им. Баумана Т.Н.Дмитриева поделилась опытом создания условий для включения иностранных студентов в академическую и внеучебную среду на примерах практик вуза. Директор Ресурсного центра по развитию и поддержке волонтерского движения «Мосволонтер» А.К.Левит представил механизмы вовлечения студентов, в том числе иностранных, в проекты, способствующие социальной интеграции, личностному развитию и формированию активного гражданского участия. Психолог Медико-психологического центра МГИМО М.А.Кулыгина проанализировала практики организации психологических служб для иностранных обучающихся в отечественных и зарубежных университетах.

В рамках четвертого модуля 20 ноября обсуждались модели наставничества «равный — равному». Проректор по международным связям УРФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина С.Г.Тушин осветил механизмы организации наставничества в университетской среде. Научный сотрудник ИМИ и преподаватель кафедры востоковедения А.Р.Маргоев разобрал особенности взаимодействия со студентами из Ближнего Востока и Ирана. Руководитель программы «Новая политическая роль постсоветских государств» ИМИ С.М.Маркедонов рассмотрел вопросы образовательной интеграции студентов из стран СНГ.

Завершающий модуль был посвящен проектированию просветительских форматов, направленных на развитие устойчивой мотивации и вовлечения иностранных студентов в университетские инициативы. Заместитель генерального директора по развитию проектов АНО «Дирекция Всемирного фестиваля молодежи» А.А.Березовиков рассказал об опыте реализации крупных образовательных и молодежных проектов с акцентом на вовлечение иностранных студентов. Директор Центра АСЕАН Е.В.Колдунова рассказала слушателям об опыте работы со студентами из государств Юго-Восточной Азии. Аналитик ИМИ В.В.Жучков прокомментировал особенности межкультурного взаимодействия со студентами из стран Африки.

Реализация программы позволила участникам систематизировать профессиональные знания и укрепить компетенции в области работы с иностранными обучающимися. По результатам программы слушатели подготовят итоговые презентации, в которых представят собственные решения по развитию систем адаптации, сопровождения и интеграции иностранных студентов.